Понятие и назначение

Маркетинговое исследования – это комплекс действий, направленный на увеличение эффективности бизнеса. Он заключается в определении и принятии ключевых решений, которые основаны не на случайных параметрах аудитории, рынка и так далее. Маркетинговое исследование базируется на точных статистических данных. Это делает компанию конкурентноспособной и увеличивает свою ценность за счёт понимания потребностей клиентов.

Если подробнее описывать процесс маркетингового исследования, то стоит отметить, что он состоит из поиска, сбора и анализа. К тому же, это не просто сухой сбор и анализ информации. Качественное исследование подразумевает анализ интересов потребителя, многофакторное исследование рынка и подробное изучение конкурентов, их преимуществ и недостатков.  

Цели маркетингового исследования

Теперь поговорим о главной цели маркетингового исследования. Ключевой целью каждого исследования является обеспечение бизнеса максимально информативными данными для принятия управленческого решения с минимальными рисками.

Помимо этого, существуют конкретизированные цели, которые в совокупности направлены на достижение вышеупомянутой цели. К ним можно отнести:

  • Изучение поведения и особенностей клиента;
  • Обработка данных об обособленной маркетинговой проблеме (причины падения эффективности рекламы);
  • Оценка возможного спроса на предлагаемый продукт или услугу;
  • Анализ потребительского спроса и конкурентного предложения на рынке;
  • Оценка действенности принятых маркетинговых решений;
  • Составление перспективы состояния объекта исследования.

Немаловажно отметить чёткость формулировки цели исследования. Ведь смысловое распыление и недостаточная конкретизация может обернуть исследование в попусту растраченное время. Так, например, не будет смысла проводить исследование оценки объёма рынка. Потому, что и без него ясно о недостаточном развитии компании для глобального расширения на рынке. Намного целесообразнее будет исследовать потребительские желания и с их учётом найти новые пути увеличения продаж.

Задачи маркетингового исследования

На пути к достижению главной цели маркетингового исследования, да и в принципе любого исследования, стоят задачи, реализация которых приведёт компанию к определённому результату.

Ряд правильно поставленных задачи поспособствует повышению эффективности исследования. Например, при цели «исследовать потребительские желания для поиска новых путей увеличения продаж», необходимо ставить задачу по составлению портрета клиента, чтобы выявить новые каналы реализации продукта.

Для примера можно взять следующие задачи:

  • Определить портрета клиента, его желаний и отличительных потребностей. Иногда следует советоваться с потребителем при создании нового товара;
  • Проанализировать конкурентов. Выявление их преимуществ и недостатков позволит скорректировать собственную деятельность, опираясь на опыт других;
  • Сформировать или изменить ценовую политику;
  • Провести мониторинг растущих тенденций для актуализации как конкретного продукта, так и компании в целом;
  • Сделать акцент не только на креативных решениях, но и на реализации статистических данных;
  • Подстроить маркетинговые решения под потребности и условия рынка.

Типы исследований

При всей разновидности возможностей исследований, их можно разделить на несколько типов со своими особенностями в применении.

Разведочное исследование

Тип такого маркетингового исследования предназначен для предварительного сбора информации для уточнения выделяемой проблемы, а также подтверждения или опровержения гипотезы. 

Например, предполагается, что продажи упали из-за недостаточной эффективности рекламной кампании. Однако, проведя разведочное исследования, стало ясно, что гипотеза с причиной уменьшения продаж на самом деле не верна. А главной проблемой является плохая работа логистической системы.

Чтобы организовать такое исследование достаточно ознакомиться со вторичными данными или опросить ряд экспертов в предполагаемой проблеме.

Описательное исследование 

При проведении маркетингового исследования описательного типа возможно собрать достаточно много информации о проблеме, сложившейся ситуации на рынке. Проводится исследование в виде опроса, наблюдения или эксперимента. Когда будут получены ответы на все вопросы (Кто, Что, Где, Когда, Как), картина исследуемого объекта полностью будет заполнена.

Важно заметить, что ответ на вопрос «почему?» в таком исследовании не даётся. Эту особенность мы рассмотрим ниже в казуальном типе.

Казуальное исследование

Подобный тип исследования подразумевает собой проверку гипотез логическим или практическим доказательством. Причинно-следственная связь будет ключевым элементом такого исследования. Всё потому, что в процессе выявляются причины и последствия внесения изменений в деятельность компании.

Обобщая информацию о типах маркетинговых исследований, хочу сказать, что все разновидности не могут быть максимально эффективными при одиночном применении. Стоит подходить к их использованию комплексно, исходя из своих цели и задач.