Введение в дизайн-мышления

Дизайн-мышление – это подход к решению возникших проблем самым креативным образом. Изначально кажется, что проблема нерешаема, но применив такой подход открываются новые горизонты и возможности.

Впервые понятие было упомянуто во второй половине XX века, когда учёные университета в США создали образовательную программу продвигающую идею «дизайн-мышления».

Проще говоря, такой подход позволяет глубоко осмыслить поставленную проблему, подобрать несколько вариантов для её решения и применить его на практике. Из-за того, что решения бывают нестандартными, «дизайн-мышление» приобрело популярность.

Возможности и область применения обширны. С помощью такого подхода можно решать проблемы в совершенно разных сферах деятельности. Однако, выход за рамки и преимущества ничего не стоят, если выгоду от этого не получает сам человек. Поэтому, главной целью «дизайн-мышления» является решение проблемы.

Использование «дизайн-мышления» в бизнесе также имеет большую популярность из-за нестандартного подхода к обычным вещам, за счёт чего решения могут иметь большую эффективность.

Если говорить конкретнее о структуре процесса, то его можно разделить на этапы, которые мы рассмотрим ниже.

Этапы мышления

Чтобы понимать процесс «дизайн-мышления» в полной мере необходимо разобраться со всеми этапами работы над решением проблемы.

  1. Эмпатия.

Этап эмпатии в большинстве своём является ключевым. Именно с помощью способности представить себя на месте другого человека, ощутить его чувства, желания возможно решить проблему, которая волнует именно потребителя. 

Эмпатия даёт возможность прочувствовать недостатки вашего бизнеса от лица клиента, а значит даёт яркую и объективную картину. Можно назвать эмпатию первичным исследованием, информация которого направит дальнейшую вашу деятельность.

  1. Фокусировка

Следующий этап – «фокусировка». Название говорит само за себя, ведь после сбора информации логичным будет её обработка и выделение базовых идей. Фокусировка подразумевает формулировку вопроса о причине проблемы. Например, «Как мы можем помочь Андрею улучшить своё здоровье в нашем спортзале?».

  1. Генерация идей

Этап генерации идей — это самая творческая часть «дизайн-мышления». Работа на этом этапе представляет собой большое дерево с множеством ответвлений, которые дают посмотреть на решение проблемы с разных сторон. Зачастую на этапе генерации идей делают круглый стол, за которым и выдвигаются свои предложения. Важным элементом на этом этапе будет воображение, за счёт которого ствол дерева обрастёт ветвями.

  1. Выбор идеи

Если на предыдущем этапе никакой критики быть не могло, то при выборе идеи должна быть только критика. Ведь в теории решение проблемы может быть гениальным, а на деле окажется малоэффективным. Поэтому, очень важно помнить об объективности и непредвзятости. Хорошим методом выбора будет голосование и полный обзор возможностей каждой идеи.

  1. Прототипирование

Этап «прототипирование» концентрирует в себе всю эмпирику, которую подобрали за счёт сбора и анализа информации. Теперь задача состоит в том, чтобы опробовать выбранную идею на практике. Создаются условия для проведения пробного запуска идеи. Прототипирование не должно быть слишком сложным, ведь на это тратиться достаточно времени. Поэтому, необходимо создать условия для проверки эффективности конкретного проблемного решения. При условии успешного прототипирования идея переходит на следующий этап. Однако, при неудачной попытке – придётся вернуться на этап назад.

  1. Тест

Тестирование заключается в получении обратной связи от прототипа, который подтвердил свою эффективность и теперь может опробовать себя среди пользователей. Это отлично сказывается на понимании нюансов, которые ускользнули от дизайнеров. Часто инструмент обратной связи корректирует работу в лучшую сторону, либо заставляет проработать и так сильные стороны для улучшения эффективности. Таким образом идея решения проблемы проходит весь путь и при успешном тесте вводится в обиход компании.

Идеи в книгах

Несмотря на многообразие курсов и обучающих видео, ценность книг никто не отменял. Для конкретного понимания сущности «дизайн-мышления» советую прочитать книгу Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе». Помимо конкретного объяснения о понятии, автор достаточно разносторонне на примерах демонстрирует возможности «дизайн-мышления», что является личным и незаменимым опытом самого автора. Если говорить об акцентах самого автора книги, то в тексте часто упоминается важность приоритета клиента и его интересов. Также особое место занимают прототипы, что и является, по его мнению, фундаментом гениальных примеров использования «дизайн-мышления».